В лексиконе современного человека слово «креативность» встречается довольно часто. Мы научились отличать его от творчества, ушли от синонимичности и применяем понятие «креативность» к далеким от разных видов искусства направлениям деятельности.

Внезапно, но прогнозируемо креативность вошла в список главных когнитивных навыков, необходимых для выполнения работ в период до 2022 года. Она же побеждает искусственный интеллект (AI) в битве за лидерство и преимущество, хотя нужно отметить – с приставкой пока…



Оксана Шпортько – специалист по развитию детской креативности, писательница, основательница детского писательского клуба

Creativity: Past
В древние времена понятия «креативность» не существовало, но зато процветали его прародители, нечто вроде «послания свыше», «дара богов», «гения», которым тогда называли не самого человека, а некую сущность, приходившую и позволяющую ему творить.

Согласно представлениям древних греков, выдающиеся идеи возникали не в результате мыслительного процесса человека, но даровались свыше богами (музами). Создателя талантливого художественного произведения именовали не иначе как удостоившегося поцелуя Музы, избранного божественным источником вдохновения. В большей степени отмечали поэтов и ораторов, которые жаждали выразить свое чувство свободы, вступающее при этом в противоречие с греческой концепцией подчинения законам, правилам, канонам. 

Люди эпохи Возрождения также стремились к свободе и творчеству. Тем не менее, первым, кто применил слово «творчество» в отношении поэзии, был литовско-польский поэт 17 века, писавший на латинском языке, Матей Казимир Сарбевский.

В середине 20 века происходит некий квантовый скачок в мышлении и на арену выходят три ярких приверженца практических приемов творчества: Алекс Осборн и его «мозговой штурм»; Генрих Альтшуллер с теорией решения изобретательских задач (ТРИЗ); Эдвард де Боно и его понятие дивергентного (латерального) мышления.

Алекс Осборн, работающий в области исследования творчества, говорил: «Можно считать аксиомой тот факт, что количество идей переходит в качество. Логика и математика подтверждают, что чем больше идей порождает человек, тем больше шансов, что среди них будут хорошие идеи. Причём лучшие – приходят в голову не сразу».

Эдвард Де Боно ввел такое понятие как дивергентное (латеральное или креативное) мышление – умение видеть и воспринимать ситуацию по-разному, а также разработал теорию шести шляп мышления (белая, красная, черная, желтая, синяя и зеленая). Эксперт утверждает, что каждый из нас носит большую часть времени определенную шляпу. Для представителей дивергентного типа характерна зеленая. Ему соответствует гибкий тип мышления, который позволяет человеку видеть ситуацию с разных сторон, решать проблемы за пределами шаблонов.

Первое упоминание термина «креативность» приписывают Д. Симпсону, обозначившему так в 1922 году способность личности отказываться от стереотипов в мышлении (кстати, ярким примером такого мышления является  рассказ Карела Чапека «Поэт», а точнее героя повествования и его стихотворения).

Если творчество считалось вдохновением автора, его способностями (как правило, композиторы, художники, писатели и другие творческие люди создают свои шедевры, руководствуясь собственным настроением и эмоциями), то креативный процесс имеет прагматические цели.

Креативный человек, создавая свой продукт, уже изначально знает, зачем он его создает, кому он пригодится, как его нужно сделать и что именно необходимо для этого.



Когда креативность ничем не примечательна?

Кто же носитель гена креативности? Кем этот кто-то был в детстве и всегда ли покорял умом и находчивостью?

Существует немало примеров не просто известных, а изменивших ход истории людей с весьма неординарным мышлением, которое вполне можно назвать дивергентным (креативным).

Фокус в том, что в школьные годы ничем примечательным они не выделялись. Разве что тотально отставали и были последними в классе по успеваемости и ряду дисциплин. Но это совсем не мешало им излучать самоуверенность и надменность.

Никто и предположить не мог, что когда-то хронически отстающий по большинству школьных предметов, отличающийся несносным поведением и при этом весьма слабым здоровьем ребенок, станет одной из самых блестящих личностей в мировой истории. Многие учителя считали его ограниченным и мало способным к наукам, хотя в действительности он был просто исключительно упрямым и своенравным, поэтому добросовестно учил лишь то, что было ему интересно (например, английский язык и литературу).

Этим учеником, изрядно подпортившим нервы учителям был никто иной как
Уинстон Черчилль – Премьер-министр Великобритании, лауреат Нобелевской премии по литературе в 1953 году «За высокое мастерство произведений исторического и биографического характера», а также художник-живописец, подаривший миру 500 живописных полотен.


Томас Эдисон – американский изобретатель и предприниматель, получивший в США 1093 патента и около 3 тысяч в других странах мира, – официально проучился в школе всего два месяца, после чего был отчислен и перешел на домашнее обучение. На уроках он рассеянно смотрел по сторонам и часто даже не мог ответить учителю, чем класс занимается на занятии, за что педагог награждал Томаса подзатыльниками и высмеивал перед детьми.

Однажды, мать великого изобретателя получила письмо из школы и со слезами на глазах зачитала его ребенку: «Ваш сын – гений. Эта школа слишком мала, и здесь нет учителей, способных его чему-то научить. Пожалуйста, учите его сами». Много лет спустя, уже после смерти матери (Эдисон к тому времени стал одним из величайших изобретателей века), он наткнулся на это письмо и прочитал следующее: «Ваш сын – умственно отсталый. Мы не можем больше учить его в школе вместе со всеми. Поэтому рекомендуем вам учить его самостоятельно дома».



Джордж Бернард Шоу – человек блистательного и острого ума, знаменитый драматург – очень не любил школу, которую, вероятно, без особых терзаний, оставил в 16 лет. Тем не менее, напряженная работа над собой позволила Бернарду Шоу отточить свой талант и стать в итоге тем, кем он стал. Интересный факт: Бернард Шоу был вегетарианцем и дожил до 94 лет. В 70 его спросили: «Как Вы себя чувствуете?», на что Шоу ответил: «Прекрасно, только мне надоедают врачи, которые твердят, что я умру, если не буду есть мясо». Отвечая на тот же вопрос спустя 20 лет Бернард Шоу сказал: «Прекрасно, больше меня никто не беспокоит. Все врачи, которые пророчили мне смерть без мяса, уже умерли».

Creativity: Present & Future

Итак, креативный – это значит нестандартный, умеющий видеть то, что не видят другие, тот кто на 100% think outside the box. И если к творческому человеку относятся с умилением, как к ребенку, ожидающему конфетку, то к креативному –  так, будто он сам найдет конфеты, да еще и угостит  других.


Раньше мы разделяли людей на тех, кто имеет логико-математический интеллект и склонен к цифрам и точным наукам, а также – на вербально-лингвистический, который представляют исключительно творческие натуры.

Сегодня просматривается интересный факт – креативным может быть каждый из нас, в любой профессии. Некоторые думают, – я не артист, художник, писатель, поэтому не использую креативность в работе.

Но это не так, даже если спортсмен, работаешь в ритейле или производстве, – ты обязательно должен проявлять креативность в принятии решений, в том, как видишь вещи, как включаешь воображение и ассоциации. Ну, а если ты настроен категорично, – не креативный и все тут, – лови новость.

Именно креативность стала тем основным когнитивным навыком, который просто жизненно необходим человеку в его профессиональной деятельности, если он конечно, готов к достижению результатов, а не унылому существованию.  

По данным Всемирного экономического форума, креативность занимает 3-е лидирующее место в списке главных навыков в период до 2022 года. 



Это умение до сих пор имеет преимущество над искусственным интеллектом (AI) и роботизацией, которые постепенно внедряются в жизнь человека и занимают в ней особое место.



Читать больше: