В связи с карантином, многие в полушутливо-правдивой форме говорят о том, как сложно проводить все свое время с семьей.

Психологи в своих блогах резко начали давать советы, как пережить во время домашнего карантина ссоры с партнером, как их избегать и вообще как на них реагировать? Как сохранить брак, чтобы семейная лодка не разбилась о всемирную пандемию и, еще до окончания «изоляции» не оказаться в статусе divorced? 

В Китае, например, коронавирус вполне серьезно разлучил людей, определив новую причину разводов – «пары слишком много времени проводили вместе дома», чем усугубил статистику, увеличив «докарантинные» показатели.

Конечно, можно долго слушать психологов (их рекомендации вполне действенны и могут помочь), можно говорить метафорично о слоне в посудной лавке или хрустальных игрушках, подаренных детям, которые те непременно разбивают, но возможно научатся, когда вырастут, хранить сердца других, так похожих на хрупкое стекло.

Но мне вспомнилась арабская сказка «Синдбад-мореход», о приключениях багдадского купца по далеким странам.

В четвертом путешествии он столкнулся с немыслимым индийским обычаем. В стране царя Абу-Мансура, в которой тот его любезно попросил остаться жить и позабыть о Багдаде, много лет существовала традиция: когда умирает женщина, ее мужа хоронят живым вместе с ней, а когда умирает мужчина, с ним вместе хоронят и его жену.

Синдбад узнал об этом от своего друга, когда уже был сильно женат. Друг приободрил чужеземца, мол, не волнуйся, у тебя ведь совсем еще молодая жена и не умрет раньше тебя.

Вот тут в сказке происходит самое интересное. Синдбад стал волноваться за жену, как бы с ней чего не случилось, как бы она не заболела смертельной болезнью.

Прошло немного времени, и то, чего он боялся, произошло. Его жена тяжело занемогла и через несколько дней скончалась. За Синдбадом конечно же, по традиции, сразу пришли, чтобы осуществить обычай. Но у багдадского купца, как мы знаем, было еще пятое, шестое и седьмое путешествие, а значит он выкрутился… Правда, это уже совсем другая история.

Вернемся к обычаю, связанному с путешествием морехода в Индию. Можно предположить, что в царстве Абу-Мансура, мужья и жены четко осознавали: от благополучия и здоровья каждого, зависит их собственная жизнь. Вряд ли им были бы нужны адвокаты, психологи, курсы по самосовершенствованию и прокачке сознания.

Ведь самое главное, что им нужно было знать – это умение заботиться и беречь друг друга так, чтобы, как пишут в сказках – жить долго и счастливо вместе.

Мы конечно сильно оторвались от IX века (именно в это время предположительно появились упоминания о цикле историй, посвященных Синдбаду-мореходу), и обычаи у нас другие, как и понимание того, что волнуясь о чем-то, именно это и происходит, ведь мысль – великая сила.

Но все же этот древний индийский обычай, с которым лицом к лицу столкнулся Синдбад-мореход, сквозь века обращается к нам сегодняшним, вынужденно сидящим дома. 

Он говорит нам включить воображение и лишь на миг представить, что такой обычай есть у нас. Как быстро изменилось бы наше отношение друг к другу? Как быстро мы перестали бы втягивать друг друга в изнуряющие споры с желанием непременно отстоять свою позицию, доводя при этом партнера до панических атак или боли в сердце?

Он говорит нам о том, что вот оно – время маленьких радостей (без ресторанов, кафе, путешествий, позерничества, конкуренции, шальных скоростей и ритмов).

Время искусства общения (через принятие позиции и мнения другого); время мастерства заботиться о том, с кем раньше вы виделись только утром, убегая на работу и вечером, возвращаясь домой абсолютно уставшими и выжатыми, как лимон.

Время умения беречь друг друга так, чтобы, как пишут в сказках – жить долго и счастливо вместе.

И скорее всего тогда, никакой коронавирус, как и любая другая напасть, не разлучат нас. 

Експерт “PRO Ідеї”
Оксана Шпортько 
Спеціаліст з розвитку креативного мислення, письменниця,
засновниця дитячого письменницького клубу

Читайте більше: